Архив, Заявка на поиск

Цитадели заполярья

Заполярные земли

Региональное
законодательство

Поиск работы в заполярье

Кто здесь живет?

Кто прославился?








Хождение за четыре моря: из Европы в Азию


[2007-12-18]





    





75 лет исполнилось Северному Морскому пути



17 декабря 1932 года постановлением Совнаркома СССР было учреждено Главное
управление Северного морского пути на правах наркомата и созданы региональные
его управления: Архангельское, Мурманское, Дальневосточное.


Капитаны и караваны



Народное хозяйство страны остро нуждалось в природных и минеральных ресурсах
Сибири и Крайнего Севера, где концентрировались колоссальные запасы леса, нефти,
каменного угля, золота, алмазов, рыбы, пушнины и многого другого. Для
строительства добывающих предприятий и вывоза сырья из отдаленных районов в
центр страны и в Западную Европу необходим был эффективный транспортный путь. И
стать им мог лишь морской, северный.


Хорошо известна история освоения этого пути, а затем и развития его в советские
годы. "Молодые капитаны поведут наш караван", - пели герои популярного фильма об
освоении Арктики в 30-40-е годы ХХ-го столетия. Профессии моряков, полярных
летчиков, метеонаблюдателей были самыми желанными для тысяч мальчишек.



До 1964 года всеми плаваниями по Северному морскому пути, обеспечением ледовых
проводок, бункеровок судов, оснащением средствами навигации, связи, работой
портов в арктическом регионе ведало Главное Управление Севморпути. Первым его
начальником был О.Ю.Шмидт, в годы войны возглавлял ГУ СМП И.Д. Папанин, а в
послевоенное время - адмирал В.Ф.Бурханов.


Архангельск, а затем и Мурманск стали опорными, базовыми портами трассы
Севморпути в западном его секторе, Певек, Тикси - в восточном.



Свою роль эта организация, надо сказать, сыграла. В целом ледокольный и
транспортный флот обеспечивали все необходимые перевозки грузов морем на севере
и востоке страны.


Севером - короче



В 1970 году постановлением Совмина СССР была учреждена Администрация Северного
морского пути при Минморфлоте. Неплохо развивался Севморпуть до конца 80-х годов
прошлого столетия, увеличивая свою инфраструктуру. Это арктические порты
Дудинка, Игарка, Тикси, Провидения, это развитая сеть полярных станций, мощная
система гидрографии с тремя тысячами единиц средств навигационного обеспечения,
с современными гидрографическими судами, базировавшимися в семи портах от
Архангельска до Провидения: Это, наконец, самый мощный в мире ледокольный флот
плюс транспортные суда усиленного ледового класса, способные работать во льду в
течение всего года.


В 90-х годах на Северный морской путь, как и на всю экономику страны, обрушился
разрушительный кризис. Экспедиция на "Михаиле Сомове", организованная
администрацией Архангельской области совместно с РАН в 2000 году, установила
удручающее состояние инфраструктуры Севморпути.



В 2004 году Администрация Севморпути в ходе очередной реорганизации и вовсе
утратила свою самостоятельность и превратилась в отдел ледокольного обеспечения
и гидрографии Росморречфлота.


Однако независимо от управленческой структуры под именем Севморпуть продолжает
существовать сам он - то есть, морская арктическая трасса, протянувшаяся от
новоземельских проливов на западе до мыса Дежнева на востоке. В последние
десятилетия прошлого столетия активно действовали в основном западный его
участок - из Мурманска и Архангельска в Обскую губу и енисейские порты Дудинку и
Игарку, а также - восточный: на Магадан, на север Якутии. К концу 80-х годов ХХ-
го века по трассе Севморпути перевозилось ежегодно почти 6,5 млн. тонн различных
грузов, в том числе - для горняков и металлургов Норильска, для нефтяников и
газовиков Ямала, Обской губы, Тимано-Печоры.



Сама же трасса Севморпути как сквозной маршрут, связывающий Европу и Азию
морским путем, который на 1000 миль короче традиционного, южного маршрута,
практически не использовалась. Хотя она-то и является главным морским достоянием
России на Севере и могла бы стать заметным фактором в экономике.


Концепция не реализована



Можно ли не обращать на этот фактор внимание?


Как рассказал "Волне" Александр Бакин, заместитель начальника управления,
начальник отдела морской деятельности областного департамента транспорта и
связи, в ноябре 2000 года ассоциация "Северо-Запад" предложила Правительству РФ
принять своим постановлением "Концепцию развития Севморпути" вместе с планом
первоочередных мероприятий.



Предложенная концепция рассматривает Северный морской путь как исторически
сложившуюся национальную единую транспортную коммуникацию России в Арктике.
"Севморпуть - это единственный экономически обоснованный путь к арктическим
углеводородам и является также кратчайшим водным путем между портами Европы и
стран Азиатско-Тихоокеанского региона", - указано в документе. Концепция
предполагает восстановление инфраструктуры Севморпути и управления им через
создание ОАО "Севморпуть" как самоокупаемой компании.


Но ни этот документ, ни проект ФЗ "О Северном морском пути", предложенный
Некоммерческим партнерством пользователей Севморпути, президент которого -
А.Н.Чилингаров, так пока и не реализованы.



Европа - Тихий океан


Что сейчас на трассе Севморпути? По словам Александра Михайловича, активность
проявляют нефтегазовые компании в западном секторе и научные организации,
производя работы по программе Международного полярного года (2007-2008 гг. ).
Продолжает действовать грузовая трасса из Мурманска и Архангельска на Дудинку.
1,7 млн. тонн грузов перевозят сейчас по Севморпути. Вместо упраздненных штабов
морских операций, располагавшихся на Диксоне и в Певеке, функции штаба ледовых
операций взяло на себя ОАО "Мурманское морское пароходство". При этом, однако,
нередко нарушается принцип равнодоступности ледокольных услуг по причине
законодательного вакуума в Арктике. Правила плавания по Севморпути, принятые в
1990 году, не являются уже легитимными, и их не принимают во внимание суды при
судебных разбирательствах.



Что касается транзитной трассы, то, по словам Александра Бакина, администрация
Архангельской области в нынешнем году повторила предложение к Минтрансу РФ об
организации контейнерных морских перевозок по маршруту: порты Европы -
Архангельск - Севморпуть - страны Азиатско-Тихоокеанского региона, отклоненное в
2005 году Минтрансом из-за нехватки ледоколов. Теперь для этого может быть
использован наряду с контейнерным терминалом района порта Экономия и атомный
лихтеровоз "Севморпуть", ходивший на Дудинку и оставшийся не у дел. Он может
преодолевать трассу Северного морского пути с грузом контейнеров в течение
большей части года без ледокольного сопровождения, затрачивая почти на треть
меньше времени, чем уходит на плавание туда же южным путем. Ответа пока нет.


- Правда, нельзя сказать, что Севморпуть вовсе брошен, - отметил мой собеседник.
- Проблемы его восстановления и развития в последние годы обсуждались и в
Госдуме, и в Совете Федерации, и на Морской коллегии при правительстве РФ.
Однако результатов в виде остро необходимого федерального закона "О Северном
морском пути" пока нет. Проект этого закона предусматривает восстановление
государственного управления Северным морским путем, принятие правил плавания по
нему и другие нормы пользования трассой. А ведь отсутствие подобного закона
может, по моему мнению, стать причиной дальнейшего обострения взаимоотношений с
правительствами сопредельных арктических государств и тех стран, которые в
последнее время все энергичнее рвутся в Арктику. Поэтому надеемся, что в свете
последних тенденций в нефтегазовой сфере страны на 76-м году своей жизни
Севморпуть все же обретет прежний, и даже более упроченный статус, вновь станет
важнейшей национальной морской магистралью России.









Игорь Чесноков, Волна

 Актуальные дискуссии
Предложение по работе, требуется проходчик 5 разряда.

13/12/2019 08:41:56

Заработать

13/09/2018 10:23:56

Ищу работу на Севере вахтовым методом энергетика

12/04/2018 18:00:17

Ищу работу заполняете вахта

25/10/2017 10:56:29

Ищу работу

11/12/2016 08:31:46

им

22/06/2016 19:58:30

Ищу работу

15/03/2016 14:50:09

ищу работу

11/09/2015 08:42:26

КРС

14/04/2015 15:58:15

КРС

14/04/2015 15:57:08

<Без темы>

20/01/2015 12:10:06

8 909 234 31 33

20/01/2015 12:04:48



Использованные источники:
allnorth.ru
C’T
HMN.RU
SmartMoney
Vanity Fair
www.patriot-pomor.ru
www.uhta.net
Авангард
АиФ в Архангельске
Аргументы и факты
Аргументы и факты - Магадан
Аргументы и факты на Енисее
Аргументы и факты на Мурмане
Арсеньевские вести
Архангельск
Бизнес-класс
Бизнес-класс. Архангельск
Боевая вахта
Будни Коми
Важский край
Ведомости. Пятница (приложение к газете Ведомости)
Вельск-инфо
Вельская неделя
Вельские вести
Вести
Вести города М
Вестник космодрома
Вестник Приобья
Вечерний Котлас
Вечерний Красноярск
Вечерний Магадан
Вечерний Мурманск
Вечерний Новосибирск
Вечерняя Москва
Вечерняя Урдома
Воздушный флот
Волна
Газета
Граница России
Гудок
Двиноважье
Двинская правда
Деловое Прикамье
Деловой Петербург
Для клиентов:
Добрый вечер, Архангельск!
Жизнь за всю неделю
Завтра
Заполярная правда
Заполярный вестник
Заря
Заря Тимана
Звезда
Звездочка
Зеленый мир
Земляки
Знамя
Знамя труда
Золотой Рог
Зырянская жизнь
Известия
Известия Удмуртской Республики
Индустрия Севера
Кадровый менеджмент
Каргополье
Колымский РегиоN
Колымский тракт
Коммерсантъ
Комсомольская правда
Комсомольская правда - Коми
Комсомольская правда - Тюмень
Комсомольская правда в Красноярске
Комсомольская правда в Магадане
Коношский курьер
Континент Сибирь
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Крайний Север
Красная Печора
Красное знамя
Красноярская газета
Красноярский рабочий
Красный Север
Курьер Беломорья
Лесной регион
Литературная газета
Магаданская правда
Маяк
Местное время
Метро
Мир&Dom. Business
МК в Архангельске
Молодежь Севера
Моряк Севера
Московские новости
Московский комсомолец в Архангельске
Московский комсомолец в Томске
Мурманский вестник
Наше время
НГ-exlibris
Недвижимость и цены
Независимая газета
Независимое военное обозрение
Независимый взгляд
Нефтегазовая вертикаль
Нефть России
Новая газета
Новодвинский рабочий
Новости Югры
Новый Архангельск
Новый город
Няръяна вындер
Омский вестник
Онега
Панорама Столицы
Парламентская газета
Парма
Пинежье
Плесецкие новости
Полярная правда
Правда Севера
Правда-КПРФ
Псковская правда
РБК
Республика
РИА
Родина
Российская газета
Российская земля
Россия
Русский репортер
Рыбак Камчатки
Рыбак Сахалина
Рыбак Севера
Самотлор-экспресс
Север
Северная надбавка
Северная Широта
Северный комсомолец
Северный рабочий
Сегодняшняя газета
Сельская жизнь
Сибирское агентство новостей
Слово нефтяника
Смена
Собеседник
Советская Сибирь
Строительная газета
Сургутская трибуна
Таймыр
Томская неделя
Томская нефть
Транспорт России
Трибуна
Трудовая Коряжма
Тюменская область сегодня
Тюменская правда
Тюменские известия
Тюменский курьер
У Белого моря
Усинская новь
Устьянские Вести
Устьянский край
Учительская газета
Холмогорская жизнь
Хронометр
Челябинский рабочий
Щит и меч
Эвенкийская жизнь
Эвенкия
Экономика и время
Экономика и жизнь
Эксперт
Эксперт Сибирь
Эксперт Урал
Эхо столицы
Якутия
Якутск вечерний
Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru