
|  |
Название документа
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК
от 02.04.2008
"О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
РЕШЕНИЯ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "УХТА"
ОТ 28.11.2007 № 123 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ СОВЕТА МОГО
"УХТА" ОТ 21.11.2006 № 5 "О ЕДИНОМ НАЛОГЕ НА
ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" ПО ЖАЛОБЕ
ГРАЖДАН А.Г.КАРОЛЬСКОГО, А.С.ЦАРЕВА И Н.В.ШРЕЙДЕРА"
Источник публикации
"Республика", № 76-77,
19.04.2008
Примечание к документу
Текст документа
КОНСТИТУЦИОННЫЙ
СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2008 года
О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЕШЕНИЯ СОВЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА
"УХТА" ОТ 28.11.2007 № 123
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
РЕШЕНИЕ СОВЕТА МОГО "УХТА"
ОТ 21.11.2006 № 5 "О ЕДИНОМ
НАЛОГЕ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАН
А.Г.КАРОЛЬСКОГО, А.С.ЦАРЕВА И
Н.В.ШРЕЙДЕРА
-
Конституционный Суд
Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей
М.Г.Аграновича, А.В.Проскурова и П.Ф.Пунегова,
с участием граждан А.Г.Карольского,
А.С.Царева и Н.В.Шрейдера, представителей Совета муниципального
образования городского округа "Ухта" А.М.Данилевича -
начальника Управления главы муниципального образования городского
округа "Ухта", А.Ф.Фейзуллаева - заведующего юридическим
отделом главы муниципального образования городского округа "Ухта",
руководствуясь частью третьей статьи
96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3,
статьями 32, 90, 91 Закона Республики Коми "О Конституционном
Суде Республики Коми",
рассмотрел обращение граждан
А.Г.Карольского, А.С.Царева и Н.В.Шрейдера с жалобой на
неконституционность решения Совета муниципального образования
городского округа "Ухта" от 28.11.2007 № 123 "О
внесении изменений в решение Совета МОГО "Ухта" от
21.11.2006 № 5 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных
видов деятельности" в части создания редакции подпункта "б"
пункта 8.1 приложения к этому решению.
Заслушав сообщение судьи-докладчика
П.Ф.Пунегова, объяснения сторон и их представителей, специалиста
С.Г.Толстова, исследовав представленные документы и иные материалы,
Конституционный Суд Республики Коми
-
установил:
-
1. Решением Совета
муниципального образования городского округа (далее - МОГО) "Ухта"
от 21.11.2006 № 5 в пункте 8.1 приложения к этому решению был
установлен один из показателей корректирующего коэффициента базовой
доходности (далее - коэффициента К-2), учитывающий тип транспортного
средства, в размере "1" для всех автоперевозчиков.
Впоследствии, статьей 1 решения Совета МОГО "Ухта" от
28.11.2007 № 123 в этот пункт приложения были внесены изменения, в
частности, в виде подпункта "б", во втором абзаце которого
вышеупомянутый показатель для транспортного обслуживания маршрутными
такси и коммерческими автобусами вместимостью свыше 18 посадочных
мест предусмотрен в размере "0,1". Именно это снижение
оспаривают граждане А.Г.Карольский, А.С.Царев и Н.В.Шрейдер,
утверждая, что применение заниженного показателя для исчисления
налогового коэффициента К-2 для владельцев автобусов повышенной
вместимости с "1" до "0,1" носит
дискриминационный характер для перевозчиков, имеющих автобусы малой
вместимости пассажиров, к числу которых они относятся, и нарушает
принцип равного налогового бремени всех налогоплательщиков.
2. Республика Коми, являясь частью
Российской Федерации - демократического федеративного правового и
социального государства (статья 1 Конституции Республики Коми, статья
1, часть 1; статья 7, часть 1 Конституции Российской Федерации),
действуя в интересах всего общества в целях соблюдения и защиты прав
и свобод человека и гражданина как высшей ценности (статья 4
Конституции Республики Коми), осуществляет социальную, экономическую,
правоохранительную и другие функции, которые материально
обеспечиваются взимаемыми с граждан и юридических лиц налогами.
Налоги, имеющие, таким образом, публичное предназначение, являются
необходимой экономической основой существования и деятельности
государства, условием реализации им указанных публичных функций, а
обязанность платить законно установленные налоги и сборы
распространяется на всех налогоплательщиков в качестве
непосредственного требования Конституции Республики Коми (статья 47).
В силу конституционного требования о
необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во
взаимосвязи с предписаниями статей 7 и 16 Конституции Республики Коми
и статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации механизм
налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность
взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий
правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных
лиц, связанной с изъятием средств налогообложения. То есть принципы
налогообложения должны соответствовать конституционным принципам
правового и социального государства, равенства перед законом и судом
(статья 17 часть 1 Конституции Республики Коми и статья 19 часть 1
Конституции Российской Федерации) и пропорциональности (статья 55
Конституции Российской Федерации), которыми ограничиваются пределы
усмотрения законодателя в этой сфере.
Реализуя предусмотренное статьей
346.26 Налогового кодекса Российской Федерации правомочие по введению
системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности и устанавливая дифференцированный подход
к однородным субъектам налогообложения (владельцам автобусов разной
вместимости), Совет муниципального образования городского округа
"Ухта" обязан был руководствоваться указанными принципами и
обозначенными ими пределами усмотрения.
Так, согласно правовой позиции,
сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в
Постановлении от 27 апреля 2001 года № 7-П и подтвержденной в
Постановлении от 13 марта 2008 года № 5-П по делу о проверке
конституционности положений подпунктов 1 и 2 статьи 220 Налогового
кодекса Российской Федерации, налоги и сборы не могут носить
дискриминационный характер и различно применяться в зависимости от
имущественного положения, а также других обстоятельств. Принцип
равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и
обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не
исключает возможность установления различных условий для различных
категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить
произвольный характер, они должны основываться на объективных
характеристиках соответствующих категорий субъектов.
В налогообложении равенство
понимается, прежде всего, как равномерность, нейтральность и
справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые
экономические результаты деятельности налогоплательщиков должны влечь
одинаковое налоговое бремя и что принцип равенства налогового бремени
нарушается в тех случаях, когда определенная категория
налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими
налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных
различий, которые бы оправдывали неравное правовое регулирование.
3. На основании статьи 3 (части 2 и
3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики
Коми" Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно
вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства
воздерживается от установления и исследования фактических
обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других
судов или иных органов.
С этим законоположением коррелирует и
правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации,
сформулированная в Постановлении от 13 марта 2008 года № 5-П,
согласно которой устранение противоречий и неясностей в актах
законодательства о налогах и сборах должно осуществляться прежде
всего арбитражными судами и судами общей юрисдикции. К задачам
конституционного правосудия относится устранение неопределенности в
законодательных нормах, в том числе посредством их
конституционно-правового истолкования.
Как видно из материалов дела и
объяснений сторон, исследованных в судебном заседании, оценка
правильности оспариваемого заявителями нормативного акта зависит от
обстоятельств, установление которых входит в компетенцию судов
арбитражной или общей юрисдикции. К числу таких обстоятельств
относится установление экономической обоснованности понижающего
коэффициента для перевозчиков с большой вместимостью пассажиров,
уровня доходности различных перевозчиков, их количественное и
качественное соотношение (для определения возможного нарушения норм
антимонопольного законодательства и ограничения конкуренции на рынке
пассажироперевозок в МОГО "Ухта") и т.п. Требует проверки и
соответствующей оценки утверждение заявителей о том, что введение
понижающего коэффициента ограничено, по существу, лишь одним
субъектом - предприятием с муниципальной формой собственности, то
есть такое введение является адресной протекцией.
В силу статьи 63 Закона Республики
Коми "О Конституционном Суде Республики Коми"
Конституционный Суд Республики Коми прекращает производство по делу в
случаях, если в ходе его заседания будет установлено, что вопрос,
разрешаемый законом, иным нормативным правовым актом,
конституционность которых предлагается проверить, по своему характеру
и значению не относится к числу конституционных.
Кроме того, ни в своем обращении, ни
в судебном заседании граждане А.Г.Карольский, А.С.Царев и Н.В.Шрейдер
не указали на нарушение оспариваемым нормативным актом их
конституционных прав, закрепленных в конкретных нормах Конституции
Республики Коми.
На основании изложенного,
руководствуясь статьей 96 Конституции Республики Коми, частью второй
статьи 66, статьей 68 и статьей 69 Закона Республики Коми "О
Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд
Республики Коми
-
определил:
-
1. Прекратить
производство по обращению граждан А.Г.Карольского, А.С.Царева и
Н.В.Шрейдера с жалобой на неконституционность решения Совета
муниципального образования городского округа "Ухта" от
28.11.2007 № 123 "О внесении изменений в решение Совета МОГО
"Ухта" от 21.11.2006 № 5 "О едином налоге на вмененный
доход для отдельных видов деятельности" в части редакции
подпункта "б" пункта 8.1 приложения к решению от 21.11.2006
№ 5 ввиду его неподведомственности Конституционному Суду Республики
Коми.
2. Согласно статье 73 Закона
Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми"
настоящее Определение является окончательным, не подлежит
обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения,
действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами
и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона
Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми"
настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях
нормативных актов органов государственной власти Республики Коми"
и газете "Республика".
Конституционный Суд
Республики Коми
-
|  |  |
|