Текст документа
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской
Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 марта 2008 г. по делу №
А29-9647/2007
(извлечение)
Резолютивная часть
решения оглашена 14 марта 2008 года.
Решение в полном объеме изготовлено
17 марта 2008 года.
Арбитражный суд Республики Коми в
составе:
председательствующий судья,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Коми
государственного педагогического института к Управлению федеральной
антимонопольной службы по Республике Коми о признании незаконным
решения
от заявителя: М., Ч. (оба по
доверенности),
от ответчика: З. (по доверенности),
при ведении протокола судебного
заседания судьей
установил:
Коми государственный
педагогический институт (далее - КГПИ) обратился в арбитражный суд с
заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной
антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Управление) от 5
декабря 2007 года № 03-55-2931.
Заявитель на требованиях настаивает.
Управление требования не признает,
представило отзыв на заявление, в котором изложены возражения против
требований.
Изучив материалы дела, заслушав
представителей сторон, суд считает, что в удовлетворении требований
надлежит отказать.
Оспариваемым решением признана
обоснованной жалоба ООО "Туристическое агентство "Пять
звезд"; признаны противоречащими ч.ч. 1, 2 ст. 27 Закона о
размещении заказов действия конкурсной комиссии открытого конкурса в
части нерассмотрения в установленном порядке представленных
конкурсных заявок предпринимателя В. и ООО "Туристическое
агентство "Пять звезд"; определено выдать конкурсной
комиссии предписание об устранении нарушения Закона о размещении
заказов, а также решить вопрос о привлечении виновных лиц,
допустивших нарушение законодательства о размещении заказов, к
административной ответственности.
Основанием к принятию Управлением
решения послужили следующие обстоятельства.
КГПИ, являясь заказчиком размещения
заказа, осуществлял размещение заказа путем проведения открытого
конкурса для определения исполнителя на оказание услуг по продаже
путевок на санаторно-курортное лечение студентов КГПИ из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для проведения конкурса заказчиком
была сформирована конкурсная комиссия.
Для участия в конкурсе подали
соответствующие заявки АНО "Санаторное объединение",
предприниматель В. и ООО "Туристическое агентство "Пять
звезд" (единственным учредителем и руководителем ООО является та
же В.).
23 ноября 2007 года было проведено
заседание комиссии по размещению заказов, на котором были вскрыты
конверты с заявками на участие в конкурсе (протокол № 1 от
23.11.2007).
26 ноября 2007 года проведено
заседание конкурсной комиссии, на котором осуществлено подведение
итогов рассмотрения заявок на участие в конкурсе (протокол № 1 от
26.11.2007).
В протоколе от 26.11.2007, в
частности, отражено, что поданы заявки на участие в конкурсе АНО
"Санаторное объединение", предпринимателем В. и ООО
"Туристическое агентство "Пять звезд"; рассмотрение
заявок на участие в конкурсе, а также участников размещения заказом
на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией,
происходило 26 ноября 2007 года.
Конкурсная комиссия решила: допустить
к участию в конкурсе и признать участником конкурса АНО "Санаторное
объединение"; признать конкурс несостоявшимся; предложить
заказчику заключить государственный контракт с АНО "Санаторное
объединение".
Как следует из этого же протокола
заявки предпринимателя В. и ООО "Туристическое агентство "Пять
звезд" комиссией не рассматривались и были возвращены подателям
заявок на основании ст. 26 ч. 3 Федерального закона "О
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 №
94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов), поскольку комиссия
посчитала, что заявки поданы одним лицом, т.к. В. и ООО являются
группой лиц в смысле ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
"О защите конкуренции".
28 ноября 2007 года заявки были
возвращены В. и ООО, что представители заявителя подтвердили в
судебном заседании.
29 ноября 2007 года ООО
"Туристическое агентство "Пять звезд" обратилось с
жалобой на действия конкурсной комиссии, полагая, что недопущение его
к участию в конкурсе является незаконным.
По результатам проверки жалобы
ответчиком принято оспариваемое заявителем решение.
Во исполнение решения ответчиком было
выдано КГПИ предписание от 5 декабря 2007 года об отмене протокола от
26.11.2007 года.
Согласно протоколу заседания
конкурсной комиссии от 11.12.2007 года № 1 протокол от 26.11.2007 № 1
конкурсной комиссией отменен, а комиссией принято такое же решение,
как и принимавшееся ранее, поскольку на дату заседания комиссии
(11.12.2007) В. и ООО заявки не подали.
Оспаривая решение комиссии, заявитель
указывает, что заявки не были рассмотрены конкурсной комиссией, т.к.
заказчик вернул заявки В. и ООО, что препятствовало их рассмотрению
комиссией; считает, что действия заказчика по возврату заявок В. и
ООО являются законными, поскольку последние образуют группу лиц, а
заявки, поступившие от группы лиц должны признаваться как заявки,
поданные одним лицом, заказчик действовал в целях защиты конкуренции
и недопущения недобросовестной конкуренции.
Суд считает, что доводы заявителя
являются неосновательными и противоречат материалам дела.
Из протоколов заседания конкурсной
комиссии от 23 и 26 ноября 2007 видно, что все конкурсные заявки (в
том числе В. и ООО) находились 26 ноября 2007 года в распоряжении
комиссии.
Согласно письму от 28.11.2007 года №
1186 заявки были возвращены только 28.11.2007 года, что также
указывает на то обстоятельство, что 26.11.2007 заявки находились в
распоряжении комиссии. Данный факт подтверждается содержанием
протокола № 1 от 26.11.2007, из которого прямо следует, что
рассмотрение заявок (а не заявки) на участие в конкурсе, а также
участников (а не участника) размещения заказа на соответствие
требованиям конкурсной документации, происходило 26.11.2007 года.
Имеющиеся в деле доказательства
опровергают заявление КГПИ о том, что заявки были возвращены
заказчиком, что сделало невозможным их рассмотрение комиссией.
Единственным основанием
нерассмотрения заявок В. и ООО и недопуска их к участию в конкурсе
явилось признание их поданной группой лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о
размещении заказов законодательство Российской Федерации о размещении
заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской
Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из
настоящего Федерального закона, иных федеральных законов,
регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права,
содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением
заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Порядок рассмотрения заявок на
участие в конкурсе установлен ст. 27 Закона о размещении заказов.
В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона
протокол заседания конкурсной комиссии должен содержать сведения об
участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в конкурсе,
решение о допуске участника размещения заказа к участию в конкурсе и
о признании его участником конкурса или об отказе в допуске участника
размещения заказа к участию в конкурсе с обоснованием такого решения
и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не
соответствует участник размещения заказа, положений конкурсной
документации, которым не соответствует заявка на участие в конкурсе
этого участника размещения заказа, положений такой заявки, не
соответствующих требованиям конкурсной документации, сведений о
решении каждого члена конкурсной комиссии о допуске участника
размещения заказа к участию в конкурсе или об отказе ему в допуске к
участию в конкурсе.
Заявитель в протоколе от 26.11.2007
г. указывает на нарушения положений ч. 6 ст. 25 и ч. 3 ст. 26 Закона
о размещении заказов.
Участник размещения заказа вправе
подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого
предмета конкурса (лота) (ч. 6 ст. 25 Закона).
В случае установления факта подачи
одним участником размещения заказа двух и более заявок на участие в
конкурсе в отношении одного и того же лота при условии, что поданные
ранее заявки таким участником не отозваны, все заявки на участие в
конкурсе такого участника размещения заказа, поданные в отношении
данного лота, не рассматриваются и возвращаются такому участнику (ч.
3 ст. 26 Закона).
В соответствии со ст. 8 Закона о
размещении заказов участниками размещения заказов являются лица,
претендующие на заключение государственного или муниципального
контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое
лицо независимо от организационно-правовой формы, формы
собственности, места нахождения и места происхождения капитала или
любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Индивидуальный предприниматель В. и
ООО "Туристическое агентство "Пять звезд" являются
самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности.
Каких-либо ограничений возможности
подачи заявок на участие и участия в одном конкурсе предпринимателя,
являющегося единственным участником ООО и его руководителем, и этого
ООО, Закон о размещении заказов не устанавливает.
Не устанавливает данный Закон и
ограничений в отношении лиц, составляющих группу лиц, так как ее
определяет ст. 9 Закона "О защите конкуренции".
Ни Закон "О размещении заказов",
ни Закон "О защите конкуренции" не устанавливают подобных
оснований для возврата заявок участникам размещения либо недопуска их
по приведенным основаниям к участию в конкурсе.
Следовательно, действия конкурсной
комиссии, не допустившей В. и ООО "Туристическое агентство "Пять
звезд" к участию в конкурсе и не рассмотревшей их заявки в
установленном порядке по основаниям, указанным в протоколе № 1 от
26.11.2007 года, являются незаконными.
Ссылка заявителя на ст. 9 Закона "О
защите конкуренции" не может служить доказательством
правомерности действий конкурсной комиссии.
Данная норма определяет понятие
"группы лиц", указывая в части 2, что установленные Законом
"О защите конкуренции" запреты на действия (бездействие)
хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на
действия (бездействие) группы лиц.
Из содержания части 2 ст. 9 Закона "О
защите конкуренции" следует, что на действия группы лиц
распространяются только запреты, установленные для хозяйствующих
субъектов этим Законом.
Закон "О защите конкуренции"
запретов при подаче заявок на участие в конкурсе не устанавливает.
При отсутствии нарушений закона и
соответствии заявок В. и ООО конкурсной документации конкурсной
комиссии надлежало допустить их к участию в конкурсе и дать им
соответствующую оценку в рамках установленной законодательством
процедуры.
Давая оценку соответствия действий
конкурсной комиссии закону, суд учитывает, что в ранее регулировавшем
спорные правоотношения Положении об организации закупки товаров,
работ и услуг для государственных нужд было прямо указано, что все
участники торгов (конкурса), входящие в одну группу лиц,
рассматриваются как одно лицо. Торги (конкурс), в которых участвовали
только один поставщик или одна группа лиц, признаются
несостоявшимися.
Регулирующий в настоящее время эти же
правоотношения Закон "О размещении заказов" подобных
положений не содержит.
В соответствии со ст. 27 ч. 2 Закона
"О размещении заказов" отказ в допуске участника размещения
заказа к участию в конкурсе возможен только по основаниям, которые
предусмотрены статьей 12 Закона.
Доказательств того, что имели место
основания, предусмотренные ст. 12 Закона "О размещении заказов",
заявитель суду не представил, а оснований, указанных в протоколе № 1
от 26.11.2007 года ст. 12 Закона "О размещении заказов" не
содержит.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона "О
размещении заказов" отказ в допуске к участию в торгах по иным
основаниям, кроме указанных в ч. 1 статьи 12 этого Закона случаев, не
допускается.
Суд считает, что принятое ответчиком
05.12.2007 года решение № 03-55-2931 соответствует действующему
законодательству и прав и законных интересов заявителя не нарушает,
поскольку факт нарушения конкурсной комиссией законодательства судом
установлен. Право выдавать предписания об устранении нарушений закона
ответчику предоставлено законом.
В силу ст. 17 Закона "О
размещении заказов" и п. 1 Положения о федеральной
антимонопольной службе ответчик осуществляет полномочия по контролю в
сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных нужд.
Разрешение вопроса о привлечении
виновных лиц к административной ответственности осуществляется в
порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях
РФ, а поэтому указание на решение этого вопроса в оспариваемом
решении само по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Оснований для удовлетворения
требований заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170,
176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
суд
решил:
В удовлетворении
требований отказать.
Решение может быть обжаловано в
месячный срок в апелляционном порядке во Второй арбитражный
апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья
Арбитражного суда РК