Вступил в силу по истечении десяти
дней со дня официального опубликования (статья 11 данного
документа).
Обнародован
Указом Президента РС(Я) от 27.02.2008 № 889 (552-З № 1119-III).
-
Текст документа
-
31 января 2008 года
552-З № 1119-III
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ САХА
(ЯКУТИЯ)
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В РЕСПУБЛИКЕ САХА
(ЯКУТИЯ)
Принят постановлением
Государственного Собрания (Ил Тумэн)
Республики Саха (Якутия)
от 31.01.2008 З № 1120-III
Настоящий закон
устанавливает порядок организации и осуществления деятельности по
опеке и попечительству на территории Республики Саха (Якутия).
Статья 1. Органы
опеки и попечительства
Уполномоченные
органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) (далее -
государственные органы опеки и попечительства) и их территориальные
органы наделяются полномочиями по организации и осуществлению
деятельности по опеке и попечительству в отношении:
несовершеннолетних - Министерство
образования Республики Саха (Якутия) и его территориальные органы;
лиц, признанных судом недееспособными
или ограниченно дееспособными, - Министерство здравоохранения
Республики Саха (Якутия);
совершеннолетних дееспособных
граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, -
Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) и
его территориальные органы.
Статья 2. Правовая
основа деятельности органов опеки и попечительства
КонсультантПлюс:
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон "О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей".
-
Государственные
органы опеки и попечительства и их территориальные органы в своей
деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом
Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом "О
дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей", Федеральным законом "О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей", Федеральным законом "Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также настоящим законом, другими законами
Республики Саха (Якутия) и иными нормативными правовыми актами
Республики Саха (Якутия).
Статья 3. Задачи
государственных органов опеки и попечительства
Задачами
государственных органов опеки и попечительства являются:
1) реализация единой государственной
политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в
том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными, совершеннолетних дееспособных граждан, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и исполнять обязанности;
2) защита личных и имущественных прав
и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными, совершеннолетних
дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять
обязанности;
3) обеспечение приоритета семейных
форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, профилактика социального сиротства;
4) создание необходимых условий для
содержания, воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Статья 4. Полномочия
государственных органов опеки и попечительства
Государственные
органы опеки и попечительства:
1) организуют работу территориальных
органов опеки и попечительства, осуществляют методическое руководство
их деятельностью;
2) издают в пределах своих полномочий
приказы и распоряжения, обязательные для исполнения работниками
государственных органов опеки и попечительства, территориальных
органов опеки и попечительства, осуществляют контроль за их
исполнением;
3) назначают руководителей
территориальных органов опеки и попечительства и подведомственных
учреждений;
4) финансируют деятельность
территориальных органов опеки и попечительства;
5) осуществляют подготовку проектов
нормативных правовых актов Республики Саха (Якутия), регулирующих
порядок осуществления деятельности по опеке и попечительству на
территории Республики Саха (Якутия);
6) осуществляют в пределах своих
полномочий контроль за соблюдением федерального законодательства и
законодательства Республики Саха (Якутия) в области защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц,
признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными,
совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья
не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и
исполнять обязанности;
7) осуществляют взаимодействие с
органами местного самоуправления, органами исполнительной власти
Республики Саха (Якутия), федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти других субъектов Российской
Федерации, образовательными учреждениями, учреждениями социальной
защиты населения, учреждениями здравоохранения, другими органами и
учреждениями по вопросам, связанным с организацией и осуществлением
деятельности по опеке и попечительству;
8) осуществляют в пределах своих
полномочий рассмотрение обращений, заявлений и жалоб по вопросам
опеки и попечительства;
9) осуществляют функции регионального
оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без
попечения родителей;
10) дают в установленном порядке
согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на
изменение формы обучения до получения ими общего образования, а также
на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, из любого образовательного учреждения;
11) участвуют в пределах своих
полномочий в проведении индивидуальной профилактической работы с
несовершеннолетними, если они являются сиротами либо остались без
попечения родителей или иных законных представителей;
12) осуществляют меры по защите
личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, в том
числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
13) осуществляют иные полномочия в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
Республики Саха (Якутия).
Статья 5. Полномочия
и порядок организации деятельности территориальных органов опеки и
попечительства
Полномочия и порядок
организации деятельности территориальных органов опеки и
попечительства определяются положениями о территориальном органе
опеки и попечительства, утверждаемыми государственными органами опеки
и попечительства.
Статья 6.
Организация взаимодействия государственных органов опеки и
попечительства с образовательными учреждениями, учреждениями
социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения и другими
государственными, муниципальными и негосударственными учреждениями
1. Государственные
органы опеки и попечительства и их территориальные органы вправе в
установленном порядке поручить образовательным учреждениям,
учреждениям социальной защиты населения, учреждениям здравоохранения
и другим государственным, муниципальным и негосударственным
учреждениям (далее - учреждения) выполнение отдельных работ в целях
осуществления опеки и попечительства.
2. Задачами учреждений являются:
1) оказание содействия в выявлении и
устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными, совершеннолетних дееспособных граждан, которые по
состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать
свои права и исполнять обязанности;
2) осуществление работы по
профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
3) организация и обеспечение
профессиональной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, а также лицам, признанным судом недееспособными
или ограниченно дееспособными, совершеннолетним дееспособным
гражданам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
4) организация и обеспечение
профессиональной помощи родителям или иным законным представителям
детей, а также гражданам, желающим принять или принявшим детей на
воспитание в свои семьи (на усыновление, под опеку (попечительство),
в приемную семью).
Учреждения могут осуществлять свою
деятельность в отношении граждан, проживающих на территории одного
или нескольких территориальных органов опеки и попечительства.
3. Учреждения при выполнении
отдельных работ в целях осуществления опеки и попечительства
действуют на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого
между соответствующим органом опеки и попечительства и учреждением
(далее - соглашение о сотрудничестве).
Соглашение о сотрудничестве
предусматривает обязательства сторон по организации и выполнению
работ в целях осуществления опеки и попечительства и иные условия в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
Республики Саха (Якутия).
Соответствующий орган опеки и
попечительства осуществляет контроль за выполнением учреждением
условий соглашения о сотрудничестве.
Статья 7. Полномочия
учреждений
Учреждения в
пределах своих полномочий:
1) информируют территориальные органы
опеки и попечительства о детях-сиротах и детях, оставшихся без
попечения родителей, а также о лицах, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными, совершеннолетних
дееспособных гражданах, которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять
обязанности;
2) участвуют в проведении
обследования и подготовке заключения об условиях жизни и воспитания
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи;
3) оказывают
психолого-педагогическую, социально-правовую и иную профессиональную
помощь семьям, имеющим детей, в том числе гражданам, принявшим детей
на воспитание в свои семьи;
4) обеспечивают
психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвуют в
осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания детей,
переданных на воспитание в семьи граждан, психологическое и
медико-социальное сопровождение лиц, признанных судом недееспособными
или ограниченно дееспособными, совершеннолетних дееспособных граждан,
которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и
защищать свои права и исполнять обязанности;
5) проводят профилактическую работу,
направленную на предупреждение случаев отказа родителей взять своих
детей из родильного дома (отделения) либо из иного учреждения
здравоохранения, образовательного учреждения, учреждения социальной
защиты населения или из других аналогичных учреждений, дачи
родителями согласия на усыновление (удочерение) детей, принимают меры
по сохранению (восстановлению) связей между родителями (иными
родственниками) и детьми, переданными на воспитание в семью или в
соответствующее учреждение, в случаях, если это отвечает интересам
детей;
6) организуют работу по
информированию граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на
территории Российской Федерации, о возможности принять детей на
воспитание в свои семьи;
7) разрабатывают и реализуют
программы психолого-педагогической подготовки граждан, желающих
принять детей на воспитание в свои семьи;
8) организуют поиск родственников
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью
соблюдения их преимущественного права принять детей на воспитание в
свои семьи;
9) осуществляют подготовку
документов, необходимых для решения вопроса об устройстве ребенка,
находящегося на попечении учреждения, на воспитание в семью;
10) участвуют в подготовке проектов
заключений территориального органа опеки и попечительства и в
судебных заседаниях по делам, связанным с воспитанием детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, подопечных, а также с
защитой их личных и имущественных прав и интересов;
11) принимают на попечение детей,
находящихся на воспитании в семьях граждан, в случае отмены решения
об устройстве ребенка на воспитание в семью, а также в случае
немедленного отобрания ребенка у родителей или иных лиц, на попечении
которых он находится, при непосредственной угрозе его жизни и
здоровью;
12) проводят разъяснительную работу с
населением по вопросам выявления фактов семейного неблагополучия,
жестокого обращения с детьми, организуют работу по привлечению
граждан и организаций к оказанию помощи детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей;
13) выполняют иные функции в
соответствии с уставом учреждения, соглашением о сотрудничестве,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, настоящим законом, другими законами и иными
нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
Статья 8.
Финансирование деятельности по опеке и попечительству
Финансирование
деятельности по опеке и попечительству осуществляется за счет средств
государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Статья 9. Кадровое
обеспечение территориальных органов опеки и попечительства
Норматив численности
работников территориальных органов опеки и попечительства
определяется Правительством Республики Саха (Якутия).
Статья 10. Контроль
и надзор за деятельностью органов опеки и попечительства
1. Контроль за
деятельностью государственных органов опеки и попечительства
осуществляется Правительством Республики Саха (Якутия).
Контроль за деятельностью
территориальных органов опеки и попечительства осуществляется
государственными органами опеки и попечительства.
2. Контроль и надзор за деятельностью
государственных органов опеки и попечительства и соблюдением ими
федерального законодательства и законодательства Республики Саха
(Якутия) осуществляются также иными органами в случаях и порядке,
которые предусмотрены федеральным законодательством и
законодательством Республики Саха (Якутия).
Статья 11.
Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон
вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального
опубликования.
Статья 12.
Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим
законом
Предложить
Президенту Республики Саха (Якутия) и поручить Правительству
Республики Саха (Якутия) и органам местного самоуправления привести
свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом.
Статья 13. Признание
утратившими силу некоторых нормативных правовых актов
Со дня вступления в
силу настоящего закона признать утратившими силу:
1) Закон Республики Саха (Якутия) от
11 марта 1999 года З № 81-II "Об организации работы по опеке и
попечительству в Республике Саха (Якутия)";
2) Закон Республики Саха (Якутия) от
15 июня 2002 года 33-з № 397-II "О внесении изменений в Закон
Республики Саха (Якутия) "Об организации работы по опеке и
попечительству в Республике Саха (Якутия)";
3) Закон Республики Саха (Якутия) от
26 апреля 2007 года 455-З № 925-III "О внесении изменений и
дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) "Об организации
работы по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия)".
Президент
Республики Саха (Якутия)
В.ШТЫРОВ
-
г. Якутск
-
31 января 2008 года
-
552-З № 1119-III
-